В масштабах США Новая Мексика (New Mexico) – это пятый по площади штат. В то же время, численность его населения невысокая – всего около 2,1 млн. чел. Однако драматическая история региона, тесное переплетение четырех культур и традиций (индейской, испанской, мексиканской и американской), разнообразные природные красоты сделали это путешествие интересным и запоминающимся.
Наш маршрут показан на карте 2. Мы побывали только в центральной и северной Новой Мексике. Начинали и заканчивали мы свое путешествие в Альбукерке (Albuquerque) и далее посетили Санта Фе (Santa Fe) – Национальный монумент "Скалы-Палатки" (Tent Rocks NM) – Лос Аламос (Los Alamos) – Национальный монумент "Бандельер" (Bandelier NM) – Таос (Taos) – Ранчо Призрак (Ghost Ranch) – Пик Ангела (Angel Peak ) – Пустошь Бистай (Bisti Badlands) – Национальный монумент "Плохая земля" (El Malpais NM). Наш маршрут, пройденный в декабре 2019 г., обозначен на карте синей линией, двигались мы против часовой стрелки.
Альбукерк – самый большой город Новой Мексики (560 тыс. чел.), хотя и не столица штата. Большинство авиарейсов прибывает именно сюда, хотя из Вашингтона приходится лететь с пересадкой.
Считается, что город Альбукерк назван в честь Франсиско Фернандеса де ла Куэва, герцога Альбуркерке (в современном написании названия города одна из «р» опускается, а в русском отбрасывают и финальное "е"). В Испании он был герцогом Альбуркерке, а в Новой Испании – вице-королем.
Фото 3. Памятник Франсиско Фернандесу де ла Куэва в старой части Альбукерка.
Новая Испания – это колония Испании в Северной Америке, существовавшая в 1522-1821 гг. Эта колония была образована на территории бывших индейских государств (ацтеков, майя), которые в результате походов Эрнана Кортеса были покорены и присоединены к владениям испанского короля Карла V. В состав Новой Испании входили территории сегодняшней Мексики, а также несколько регионов нынешних США (Флорида, Калифорния, Техас, Аризона, Юта, Колорадо, Невада и Новая Мексика).
Альбукерк как город был основан в 1706 году из разрозненных поселений, но испанские колонизаторы пришли на эти земли существенно раньше. В 1598 г. большой караван испанских переселенцев во главе с Доном Хуаном Оньяте отправился из Мексики на север осваивать новые территории вдоль реки Рио Гранде. В результате в составе Новой Испании появилась провинция Новая Мексика, и Дон Оньяте стал ее первым губернатором. Этому событию посвящен монумент «Путешествие» (исп. La Jornada). Монумент огромный (одной фотографией показать невозможно): 24 фигуры в полный рост плюс повозки, кони, быки, овцы и т.д. – участники того каравана (фото 4-5). Дон Оньяте «прославился» крайней жестокостью по отношению к местным индейцам, и отношение к нему в штате неоднозначное.
Фото 4. Монумент La Jornada (фрагмент). Дон Хуан Оньяте возглавляет караван.
Фото 5. Монумент La Jornada (фрагмент). Переселенцы, следующие за Доном Хуаном Оньяте.
Католическая церковь Сан Фелипе де Нери (фото 6-7) находится в самом центре старого Альбукерка и была основана в 1706 г., нынешнее здание – постройки 1793 г. Эта церковь - часть богатого испанского наследия штата.
Фото 6. Католическая церковь Сан Фелипе де Нери
Фото 7. Католическая церковь Сан Фелипе де Нери
Достопримечательностями Альбукерка также являются:
– университет штата Нью Мексико (фото 8-9), многие здания которого построены в стиле пуэбло (о нем подробнее в разделе про Санта Фе);
Фото 8. Одно из зданий Университета штата Нью Мексико. Источник: Edufind.info
Фото 9. Еще одно здание Университета штата Нью Мексико
– КиМо театр (KiMo Theater, фото 10), построенный почти 100 лет назад и сочетающий в себе архитектурные стили пуэбло и арт-нуво с индейскими декоративными элементами.
Фото 10. КиМо театр
В Альбукерке, как и во всей Новой Мексике, сильнО и мексиканское влияние (фото 11). Не только потому, что Мексика – ближайший сосед, но и потому, что в течение 25 лет (1821-1846) нынешняя территория Новой Мексики была частью независимого мексиканского государства. Мексиканцы сначала победили Испанию в 1821 г., а затем проиграли в войне с американцами в 1846-48гг. В результате Штаты аннексировали около 55% национальной территории Мексики. США тогда отошли земли современных штатов Калифорния, Новая Мексика, Аризона, Невада и Юта. Новая Мексика вначале получила статус Территории, а затем в 1912 г. она была включена в состав США в качестве одного из штатов. Сейчас Новая Мексика имеет самую большую долю испаноговорящего населения среди всех американских штатов, причём частично это потомки белых испанских переселенцев.
Фото 11. Мексиканское кафе в центре Альбукерка
Название города Санта Фе в переводе с испанского означает «святая вера». Начиная с 1610 г. и по сей день это столица Новой Мексики, что делает Санта Фе старейшим столичным городом Америки. На фото 12 – памятник, посвященный испанскому походу 1598 года по освоению новых территорий во главе с Доном Оньяте. Не такой монументальный, как в Альбукерке, но тоже показывает основных действующих лиц того события.
Санта Фе знаменит своим особым стилем (Santa Fe style), который проявляется, прежде всего, в очень узнаваемой архитектуре.
На фото 13-14 – Художественный музей Нью Мексико (New Mexico Museum of Art) – прекрасный образец здания в стиле Pueblo Revival («возрожденный пуэбло»,
или просто пуэбло). Свое имя этот стиль получил от названия местного индейского племени пуэбло. Индейцы пуэбло издавна жили в этом регионе и строили
глинобитные дома, хорошо приспособленные к здешнему климату. Многие их идеи были позже заимствованы испансками колонистами, в том числе при сооружении
ими многочисленных католических миссий в Новой Мексике. Окончательно этот стиль сложился в конце 19-го – начале 20-го века. Для архитектуры в стиле пуэбло
характерны округлые плавные формы в экстерьере, плоские или слегка наклонные крыши, массивные деревянные декоративные детали (балки, кронштейны и т.д.).
Основной стройматериал – адоба (исп. - adobe), или саман – кирпич из глины и резаной соломы. Толстые стены зданий обычно оштукатуривают и затем окрашивают
в коричнево-бежевые тона.
А коллекция этого музея нас не впечатлила.
Фото 13. Художественный музей Нью Мексико (New Mexico Museum of Art)
Фото 14. Художественный музей Нью Мексико - вид с дугого угла
А эта длинная сараюшка (фото 15) – Губернаторский дворец (Palace of the Governors), как бы странно это ни звучало. Считается самым старым общественным зданием в Америке, которое было в постоянном пользовании для этих целей где-то с начала 17-го века. Сейчас – часть Исторического музея Новой Мексики (очень неплохой, кстати), основное здание которого примыкает к этому «дворцу». Во время нашего посещения Санта Фе дворец был на реконструкции. Рядом с ним – одно из любимых мест местных индейцев для торговли поделками/сувенирами.
Фото 15. Губернаторский дворец в Санта Фе
Стиль пуэбло доминирует в центре Санта Фе. Вот, например, Институт искусства американских индейцев (The Institute of American Indian Arts, фото 16-17) – колледж и Музей современного искусства коренного населения. Располагается в здании, построенном в 1920 г. в стиле пуэбло. Еще один объект в этом стиле, построенный 100 лет назад - исторический отель La Fonda (по-русски - "постоялый двор", фото 18-19).
Фото 16. Институт искусства американских индейцев
Фото 17. Музей современного искусства коренного населения
Фото 18. Отель La Fonda
Фото 19. Отель La Fonda
Церковь Св. Мигеля (фото 20), была построена в 1610 г. мексиканскими индейцами под руководством испанских францисканских монахов. Считается старейшей действующей церковью в США. Храм Девы Марии Гвадалупской (Santuario de Nuestra Señora de Guadalupe, фото 21) был построен в конце 18-го века тоже францисканцами. Дева Мария Гваделупская – образ Богородицы, наиболее почитаемый в Латинской Америке. Ее культ был широко распространен и в Новой Мексике, когда в 1850 г. туда был назначен епископом проповедник Жан-Батист Лами, француз по происхождению. Лами много сделал для того, чтобы изменить местные религиозные практики. В частности, он считал, что не может человек достичь рая, если молится на грязном полу внутри здания, сделанного из глины. А именно таковыми были церкви того времени на этой территории.
Фото 20. Церковь Св. Мигеля (San Miguel Mission)
Фото 21. Храм Девы Марии Гваделупской (Santuario de Nuestra Señora de Guadalupe)
По распоряжению Лами между 1869 and 1886 гг. на месте прежнего приходского глинобитного храма Санта Фе возвели Кафедральную базилику Св. Франциска Ассизского (Cathedral Basilica of St. Francis of Assisi) – святого покровителя города (фото 21-23). Образцами для базилики послужили великолепные европейские храмы. И хотя по европейским меркам собор выглядит достаточно традиционно (отсутствуют только шпили над башнями, на которые не хватило денег), для Америки он необычен, и уж тем более – для провинциальной Новой Мексики. Некоторые считают собор Св. Франциска архитектурной аномалией Санта Фе с его многочисленными сооружениями в стиле пуэбло.
Фото 22. Базилика Св.Франциска Ассизского
Фото 23. Интерьер базилики Св. Франциска Ассизского
Как дань многолетним новомексиканским религиозным традициям, слева от главного алтаря в соборе сохранена часовня с древней статуей Богоматери Гвадалупской (фото 24). А вот чего не встретишь возле никакого европейского католического собора, так это статую индейской святой Kateri Tekakwitha – первой канонизированной североамериканской туземки (фото 25).
С именем епископа Лами связано еще одно сооружение в Санта Фе – часовня Лоретто (Loretto Chapel, фото 26) бывшей римско-католической церкви. Строили ее французы, приглашенные Лами. По какой-то причине они не предусмотрели лестницы, ведущей на хоры, и монахини вынуждены были пользоваться ее приставной версией. Все местные плотники предлагали варианты лестниц, которые бы заняли слишком много пространства в достаточно небольшой часовне. И тогда, как гласит легенда, появился незнакомец со своими материалами и инструментами, который взялся решить проблему, работая в одиночестве. Через три месяца лестница была закончена, а незнакомец исчез, не взяв никакой платы за свой труд. Монахини решили, что это был сам Св. Иосиф (покровитель плотников), которому они все это время усердно молились. А лестницу с тех пор называют «чудесной» ("Miraculous Stair"), и она – главный магнит для посещающих часовню (фото 27). Лестница эта – деревянная и спиральная, совершающая два полных оборота на 360 градусов и построенная без гвоздей. Но самое удивительное в ее конструкции – отсутствие какой-либо центральной опоры при том, что и стен лестница не касается. Изначально перила отсутствовали, они были пристроены позже в целях безопасности. С 1968 г. часовня –частный музей «Чудесной лестницы» и зал для свадебных церемоний, а в 1975 г. рядом построили одноименную с часовней люксовую гостиницу и спа в стиле пуэбло (фото 26 и 28).
Фото 26. Часовня Лоретто (Loretto Chapel) и гостиница Лоретто
Фото 28. Гостиница Лоретто в стиле пуэбло
Таким образом, и современные строения в Санта Фе участвуют в поддержании уникального регионального колорита. Правила застройки исторической части города предписывают и новые здания возводить в стиле старого Санта Фе. Эффект – замечательный! Вот еще одна современная гостиница в центре Санта Фе - Eldorado Hotel & Spa (фото 29). Естественно, многие из сегодняшних объектов строят не из адоба, а из современных материалов - бетона и кирпича, а деревянные балки, стилизованные опоры и кронштейны имеют чисто декоративное назначение. Но стилевое единство в архитектуре города сохраняется. И можно только порадоваться за Санта Фе.
Фото 29. "Eldorado Hotel & Spa" в стиле пуэбло
Lensic Theater (фото 30-31) – главная концертная площадка в Санта Фе. Построена в конце 20-х-начале 30-х гг. прошлого века и сочетает псевдо-мавританский стиль со стилем испанского возрождения.
Фото 30. Lensic Theater
Фото 31. Lensic Theater - деталь экстерьера
Помимо уже упомянутых выше музеев, выделим еще парочку. Во-первых, Музей народного искусства разных стран (Museum of International Folk Art, фото 32-36), расположенный среди еще целой группы музеев на Музейном холме (Museum Hill). Создан в 1953 г. и сейчас насчитывает свыше 135 тыс. экспонатов (игрушки, куклы, костюмы, маски, текстиль разных видов, религиозное народное искусство, картины, керамика и т.д.) из более 100 стран. Есть и наши матрешки, дымковские игрушки, белорусские соломенные куклы и пр. Особенно нам понравились азиатские куклы с тысячей подробно воспроизведенных деталей (нужно иметь китайское терпение, чтобы сделать это!). Много диарам, воспроизводящих жизнь разных народов (мексиканцев, индейцев, японцев и др.) в типичных городах, деревнях, домашней обстановке. Фантастический музей!
Фото 32. Museum of International Folk Art
Фото 34. Museum of International Folk Art
Фото 36. Museum of International Folk Art
Во-вторых, Музей Джорджии О'Кифф (Georgia O'Keeffe Museum, фото 37-42) – знаменитой американской художницы, которая много лет прожила в штате Новая Мексика, в том числе два последних года своей жизни – в Санта Фе. Этот музей – самый большой из музеев с ее картинами, рисунками, фотографиями, личными вещами. Подробнее про Джорджию О’Кифф расскажем в разделе про Ghost Ranch в 3-й части.
Фото 37. Музей Джорджии О'Кифф в Санта Фе
Фото 38. Картина Джорджии О'Кифф " Rusted Red Hills "
Памятник солдатам федеральной армии (Soldiers' Monument) находится в самом центре Санта Фе (фото 43-45). Внешне ничем не выдающееся сооружение в путеводители попало как памятник тому, как люди переписывают историю. В 1970-е годы оригинальный текст на памятнике был исправлен: индейцы, в борьбе с которыми на территории Новой Мексики погибли солдаты федеральной армии, в одночасье перестали быть дикими/свирепыми (эпитет savage был затерт). Рядом поместили табличку с извинениями за эти исправления.
Фото 43. Памятник в центре Санта Фе (Soldiers' Monument)
Фото 44. Текст на памятнике с исправлениями (стёрто слово savage - дикие)
И по всему городу разбросаны многочисленные галереи, салоны, бутики, магазинчики сувениров...Нет им числа. Здесь есть даже целая улица - Каньон Роуд (Canyon Road), где все это собрано в концентрированном виде
Местные скалы – продукт вулканического извержения в горах Хемез, которое произошло 6-7 млн. лет назад, с последовавшей затем многовековой эрозией горных пород.
Вулканические отложения из лавы и пепла, как считается, достигали 300 м, и большинство слоев были светлого цвета. Это объясняет происхождение названия Каша-Катуве
(Kasha-Katuwe), что в переводе с одного из местных индейских языков означает «белые скалы». Tent Rocks (скалы-палатки) в названии этого национального монумента –
это уже лингвистический вклад современных американцев.
          
Вулканические отложения из пемзы, туфа и пепла (все - мягкие породы!) затем подверглись эрозии, в результате чего на этой территории образовались каньоны и
многочисленные «палаточные городки» из скал-палаток. Последнее название опирается на характерную коническую форму многих образований в этом парке, некоторые из них
сохраняют сверху «шапочки» из более твердых пород.
          
В этом парке две туристских тропы. Одна идет через узкий каньон наверх, к смотровой площадке, откуда «палаточный городок» можно наблюдать сверху. На эту тропу мы
не попали: была закрыта из-за частичного обледенения. Вторая тропа идет внизу, вдоль склонов, позволяя поближе рассмотреть скалы-палатки. Именно это отражают
наши фотографии 46-52.
Фото 46. Национальный монумент " Скалы-Палатки "
Фото 47. Национальный монумент " Скалы-Палатки "
Фото 48. Национальный монумент " Скалы-Палатки "
Фото 49. Национальный монумент " Скалы-Палатки "
Фото 50. Национальный монумент " Скалы-Палатки "
Фото 51. Национальный монумент " Скалы-Палатки "
Фото 52. Национальный монумент " Скалы-Палатки "
Лос Аламос – небольшой населенный пункт в Новой Мексике, который заработал свою известность в годы Второй мировой войны, когда он стал
центром разработки ядерного оружия в США по совершенно секретному проекту с кодовым названием «Манхэттен».
           
Лос Аламос расположен приблизительно в 56 км к северо-западу от Санта Фе, с которым сейчас связан современным шоссе. А в августе 1942 г.,
когда началось выполнение проекта Манхэттен, это был удаленный район на плато Пахарито (Pajarito plato, фото 53), высотой 2230 м над уровнем моря.
Там практически не было постоянных жителей, а только сезонные поселенцы, которые использовали эти земли для выпаса скота в теплое время года.
Кроме того, с 1917 г. там работала элитная скаутско - фермерская школа (которая помещалась вот в этом здании - фото 54). В 1942 г. все эти земли и строения
были выкуплены государством, была создана Лос-Аламосская национальная лаборатория, и секретный проект начал осуществляться.
Фото 53. Плато Пахарито
Фото 54. Fuller Lodge - бывшее скаутское здание, ставшее столовой и клубом участников манхэттенского проекта
Военным директором лаборатории и проекта "Манхэттен" стал генерал Лесли Гровс, научным руководителем – физик-теоретик Питер Оппенгеймер (оба - на фото 55). К разработкам привлекли ученых из разных стран, включая Нобелевского лауреата Нильса Бора. В рамках проекта были созданы три атомные бомбы: плутониевая «Штучка» (Gadget, взорвана при первом ядерном испытании в Новой Мексике в июле 1945 года), урановый «Малыш» (Little Boy, фото 56, сброшен на Хиросиму 6 августа 1945 года), и плутониевый «Толстяк» (Fat Man, фото 57, сброшен на Нагасаки 9 августа 1945 года).
Фото 55. Руководители манхэттенского проекта по созданию атомной бомбы
Фото 56. Копия атомной бомбы «Малыш» (Little Boy), сброшенной на Хиросиму
Фото 57. Копия атомной бомбы «Толстяк» (Fat Man), сброшенной на Нагасаки
Только в 1957 г. эта совершенно секретная военная база стала известна публике под названием Лос Аламос. До того этот объект называли кодовыми именами “The Hill”, “Site Y”, а между собой первые участники проекта – «Lost Almost» («почти потерянный»), имея в виду, что официально в течение нескольких лет это место не существовало. Лос Аламос раскинулся на четырех вытянутых месах – холмах с плоской вершиной (исп. mesa – «стол»), которые протянулись как пальцы от горы позади них (фото 58). На северной месе – спальные районы Лос Аламоса, на средней протекает общественная жизнь, остальное пространство занято объектами лаборатории. Вот такие «тополя» (так переводится с испанского Los Alamos) на плато “маленькие птички” (так переводится Pajarito Plato).
Фото 58. Лос Аламос - вид сверху. Поближе - лаборатория, подальше - город
В Лос Аламосе сейчас открыты два музея, один из которых - научный - мы посетили. Второй музей (исторический) во время нашего приезда был закрыт на ремонтные работы.
В Научном музее (Bradbury Science Museum) представлены история проекта "Манхэттен" и его результаты, причины принятия тех или иных решений в тот период,
физические основы реакций, использованных при разработке атомного оружия, современные направления работы лаборатории и применение ее результатов в разных отраслях экономики.
Наибольший интерес у нас вызвали точные реплики тех первых атомных бомб, которые были разработаны в Лос Аламосе (фото 56-57).
           
В музее есть раздел, где представлены разные точки зрения по поводу необходимости использования атомного оружия в Японии в 1945 г. (фото 59-61). Хотя аргументы против и озвучены,
но все-таки доминирует утверждение, что применение бомб в Хиросиме и Нагасаки, несмотря на большие японские жертвы, позволило сохранить гораздо больше американских жизней.
Короче говоря, жалеть ни о чем не надо.
Фото 61. Оправдание решения президента Трумана бомбить Японию